2010-04-06

Юлия Чукмасова, Казахстанский журнал «Tengri», № (2) 2010 г.
Взято с сайта - http://kazakh.ru/news/articles/?a=1597

Достичь вершины

Денис Урубко известен не только как покоритель вершин, но и как спасатель, военнослужащий, тренер и… вдохновенный писатель. Пятая по счету книга Дениса «Прогулка самурая» вышла в Алматы в 2009 году.

– Каким вам представляется читатель ваших книг?

– Я думаю, что это сильные люди, что идут по жизни своим путем, живо интересуясь многогранностью окружающего мира. Я сам когда-то ориентировался на книги Рейнхольда Месснера и других альпинистов. Это дает возможность понять то, чем сам увлечен. В юности многие проходят через туристские клубы и альпинистские секции. Большинство потом становятся менеджерами, врачами, бизнесменами, выбирая обычные профессии. Но их по-прежнему интересуют горы, они сопереживают мне, понимают. Вот таким людям мои рассказы, как я смею надеяться, и интересны.

– На май 2010 вы c Симоне Моро (итальянский альпинист, в связке с которым Денис Урубко ходит с 1999 года. — Прим. авт.) запланировали восхождение на Лхоцзе. Как проходит подготовка?

– По-разному, так как Симоне живет в Италии, а я в Казахстане, у нас разные школы альпинизма, у нас разные графики работы, я занят тренерской работой в ЦСКА, встречами, презентациями, литературной деятельностью. Тем не менее я очень серьезно готовлюсь к самому сложному восхождению в своей альпинистской карьере. Как уж там получится — не знаю. Увидим. Одно могу сказать: готов я буду на все 100 процентов, ведь подготовку к экспедиции такого уровня сложности можно сравнить с тренировками спортсменов олимпийских видов спорта вроде биатлона или штанги.

– Можете объяснить, как и почему люди выбирают профессию альпиниста? Что вами движет — тщеславие, честолюбие, желание испытать себя или жажда риска?

– Принято считать, что занятие альпинизмом не соответствует обычным человеческим ценностям. Вряд ли можно назвать менее странным желание другого человека бегать по травяной лужайке, гоняя мяч! Но о футболе все думают, как об очень весомом увлечении. Многим нравится играть в шахматы, заниматься культуризмом или бегать по кругу стадиона — и так год за годом. И общество считает это нормой. Мне же нравится проводить время в путешествиях по горам. Для меня альпинизм — это прежде всего спорт, возможность стать сильнее, быстрее, чем другие. Это средство самовыражения, поэтому я воспринимаю и пропагандирую альпинизм как один из видов искусства. Подготовка к сложному восхождению и его реализация требуют художественного подхода. Накопление опыта, поиск идеи, тонкий расчет и вдохновение, оценка произведения другими людьми — во многом все это присуще и альпинизму. Как художник задумывает новое произведение, так и я решаю проложить новый маршрут.
Иногда ищу эту линию и стиль многие годы, потому что именно в них я могу воплотить свое видение совершенства. Случайно могу поймать понимание идеи, затем оценить опытом и решить: да — оно того стоит! Потом предстоит долго думать, анализировать, просчитывать количество снаряжения, тактику, продукты, много тренироваться, забросив остальные дела. Чтобы в один прекрасный момент на вдохновении в одном порыве выложить все, что есть в теле и душе. Все силы. И достичь вершины. Уже затем, как зритель оценивает работу актера или картину художника, так и все люди имеют возможность понять и прочувствовать, что я хотел выразить этой концентрацией энергии.

– У вас когда-нибудь бывают паузы?

– Конечно! И я очень ценю такие моменты. Вроде только что бежал, стремился куда-то — и вдруг, откинув дела, начинаешь варить себе кофе и смакуешь его потом у окна, за которым вечерний город в тумане — необходимая пустота сознания. Или играю с маленьким сыном Захаром, пытаясь придумать для него что-то особенное, интересное. Такие моменты придают жизни особый привкус.

– Что помогает вам концентрироваться на результате?

– Часто в процессе тренировок или работы основная цель отступает на задний план. Обычно это случается из-за усталости, потери интереса, отвлечения, зависти... Самому себе в таких случаях говорю: зажрался! Я четко представляю цели, ради которых работаю. Наверное, это вошло в привычку. И формула — простая, как грабли, — паши по-черному, держи язык за зубами, все происходящее воспринимай как игру. Это помогает отстраниться от реальности и взглянуть на события со стороны.

– Что вы делаете, стоя в одиночестве на очередной вершине?

– Делаю?! Часто я ничего не делаю! Падаю навзничь от бессилия. Потому что очень устал.
Фотографируюсь, пытаюсь переварить впечатления, обуздать эмоции. Опять же, по нашим совковым представлениям, надо оставить записку в консервной банке на вершине, что я тут был. Однажды мой друг Антон Комаров, спонсор экспедиции на Броуд-пик, попросил оставить на вершине маленькую игрушку — японского зайца в честь его жены-японки. Этого серого зайчика я сначала сфотографировал в руке, а потом закопал в снег. Иногда, уже на вершине, начинаю думать о спуске, просчитывать варианты отступления, потому что восхождение не завершается на высшей точке. Надо еще суметь спуститься.

– Есть ли у вас какие-то цели и планы, не связанные с горами?

– На определенном этапе я столкнулся с важным вопросом, который так лаконично выразили создатели фильма «Ирония судьбы…» — иметь или не иметь. Определить приоритеты. Многое из того, что хочется, требует слишком серьезного к себе отношения, тормозит, повышает круг ответственности. К примеру — дом, машина. Часто они привязывают к месту, отбирают неоправданно много времени. В настоящее время я живу по принципу «не иметь». Мне не нужна машина, не нужен свой дом, не нужны деньги для всего этого. Мне достаточно ноутбука, достаточно того, что я пишу книги, имею возможность отправиться в экспедицию в Гималаи. И у меня много друзей по всему миру. Они — мое достижение. Но я понимаю, что в будущем все изменится. Я четко определил, что через несколько лет в такой жизни может наступить перелом. Именно тогда, если это произойдет, я постараюсь не рассыпаться по мелочам. У меня есть дети и родители. Я мечтаю жить в семье, быть со всеми, но для этого надо построить дом, найти возможность поддерживать всех материально. В общем, я постараюсь заработать деньги, но сейчас они у меня не в приоритете.

– Денис, у вас за плечами все восьмитысячники, два «Золотых ледоруба Азии», альпинистский «Оскар», пять изданных книг, а также четверо детей. Когда вы уже успокоитесь?

– Я никогда не перестану стремиться вперед. Цели есть всегда. Важно уметь переходить из одного состояния в другое, на следующий этап, не привязываясь к тому, что мешает развиваться. В 2009 году я стал лучшим горовосходителем, по версии самого весомого в мире высотного альпинизма интернет-издания www.mounteverest.net. Я хочу получить премию «Золотой ледоруб мира», проложить новые маршруты на другие вершины выше 8 тысяч метров, воспитать детей, тренировать молодежь. Я воспринимаю работу и семью направлением действия — куда и как развиваться. А премии и победы равно как и неудачи — индикатором верности выбранного пути. Нельзя их воспринимать как цель — это всего лишь этапы на пути к реальным целям. Останавливаться на достигнутом я не хочу.