2016-08-08

Из огня да в полымя.

Когда над длиной Приэльбрусья поднялось солнце, то оно увидело у скал Ленца маленькую группу впереди остальных. Там два молодых хлопца под руководством отморозка постарше угощали чаем девушку. Та довольно жмурилась в багряных лучах рассвета, и в ответ предлагала яблоки.
- Я не буду, - покровительственно улыбнулся старший. - Ешьте сами.
Над Эльбрусом свирепствовал ветер. Можно было назвать его ураганом, и никто не осудил бы уточнение. Чтобы выжить на таком ветру следовало беречь энергию, работать вверх полностью сконцентрировавшись. Без ошибок. Несмотря на солнце поток воздуха пронизывал холодом. Особенно молодежь в тонких перчатках.
- Рукавицы есть? Доставайте! - недовольно поморщился начальник.
- Нет, Денис, это все что есть, - ответили они.
- Чччерт! Где Василий Иванович за вами смотрит?!? Как ноги, Артур? - обратился Денис к тому, что пониже ростом. - Пальцы чувствуешь?
- Ноги нормально, - грустно улыбнулся один из молодых. - Руки мерзнут.
- Тогда хватит сидеть! Надо быстро до верха, и валить вниз.
Группа с неудовольствием покинула прикрытие у небольшого камня. По склону намело снега, тропа была закрыта. И приходилось вытаптывать следы. Старший неспешно и нагло поднимался первым. Связанные веревкой, молодежь не отставала, лишь вынуждено отмахивала руки, прятала ладони под мышкой. Чтобы хоть чуть согреть.
На некотором расстоянии были видны другие компании. Они безнадежно отставали, часто тормозили, с сомнениями сновали взад и вперед, не понимая, что делать на таком урагане. Денис скептически хмыкал, оглядываясь. Выше "воротника" на 5100 ветер усилился, не скованный зубцами скал. Склон был абсолютно голым конусом вулкана. И клубы снежной пыли порывами кидали людей из стороны в сторону.
- Алексей, Светлана! - кричал Денис. - Потерпите немного. Под вершиной за скалами отдохнем.
Снег был слежавшийся под ударами шторма, промороженный. И кошки хорошо держались на нем, ноги лишь изредка проваливались. Надо было лишь сохранять оптимизм в тисках урагана. День окончательно налился синим серебром, когда ребята выгребли к краю кратера. Здесь передохнули. Оставалось сделать последнее усилие до вершины.
Уже после Денис спустился с ними до высоты 5200 метров. Пожелал счастливого пути, последил за группой, поорал и указал нужное направление, когда ребята начали ошибочно уходить на восток. И вернулся к краю кратера под прикрытие скалы на отметке 5580.
Часа через полтора показался первый участник скоростного восхождения. Это был Виталий Шкель. Когда он в вихрях снега проходил мимо, то Денис "уцепился на хвост", и выбрался следом на край кратера. Отсюда и отсек время достижения вершины, что располагалась дальше. Получилось 10 часов 43 минуты и 34 секунды. Отнимать шесть-тридцать утра, когда был дан старт, мозги отказались.
Лишь через пару часов к укрытию под скалой подгреб второй участник забега Кристиан Мадея. С этим Денис прошел до вершины, умудрившись сделать несколько снимков на таком ветру. Время достижения цели у поляка оказалось 12 часов 14 минут и 16 секунд.
А потом было слово "вниз". Кристиан проворно исчез точкой. Зато на высоте 4900 Денису повстречались двое Спасателей из Пятигорского МЧС.
- Андрей, здравствуй! - приветствовал он. - Будете новые маршруты лазить в маленьких горах?
- Ты уже застолбил, что было близко, - улыбнулся Донсков. - Но мы тоже успели свой траверс сделать.
- А сегодня куда?
- Нам акклиматизация нужна. Вот и постараемся на Восточную вылезти.
Теплый Кисловодск ничем не напоминал о холодной высоте. Здесь все было устойчиво по-граждански, без снующих тут и там ребят с рюкзаками. По-над парками разливалась атмосфера неги, полная кислорода с шашлыком. Поэтому, Денису удалось выкинуть из головы ураганы с трещинами. Семейное восхождение, что он устроил на одну из теплых вершин, доставляло лишь удовольствие. В окно квариры заглядывала скалистая горка, явно выдевшаяся среди остальных.
- Саша, полезем туда? - спросил он, нарезая дочери очищенное яблоко.
Та с ложкой в руках взвилась из-за утренней каши:
- Конечно, папа! А там есть сокровища? Мы пойдем смотреть радугу над городом?
Теплый ветерок, ободряющая улыбка жены Ольги, веселый голосок Александры и доверчивые глаза Екатерины. Что еще нужно человеку, чтобы встретить старость?!
"- Нет, ребята, пулемета я вам не дам.
- Павлины, говоришь?"
Уже в Рязани я получил письмо от Андрея Донскова:
Доброго времени суто­­к Денис! Название "гр­­ебня над поляной Эма­н­уэля" (от вершины К­ыз­ылкая до г. Сирх),­ ес­ли народное, то Т­ашлы­сырт. Еще его на­зываю­т "черным хребт­ом".
Вырезка из словаря т­о­понимов:
Ташлы-Сырт­ ­- горный­ хребет – отр­ог г.Эл­ьбрус, отходящ­ий от ­него на север и­ зака­нчивающийся Став­ропо­льским поднятием.­ В ­основе перевода ор­он­има лежат балкарски­е­ элементы ташлы – «к­­аменистый» и сырт – «­­невысокий сглаженный­ ­хребет», - «невысок­ий­ каменистый отрог,­ по­крытый растительн­ость­ю». Такое наимен­овани­е дано местными­ жител­ями за внешний­ вид эт­ого отрога
Пик Ольги Игоревны Квашниной (на переднем плане)
Было приятно узнать ч­­то не только мне в Т­а­шлысырте видятся но­вы­е линии. С напарни­ком­ я прошел небольш­ой т­раверс хребта (п­рикре­пил фото), долж­на выйти хор­ошая 1Б. ­Но интерес ­конечно 2А­ и 2Б, для­ возможност­и выполне­ния 3 разряд­а на сбо­рах в данном ­районе.­
Немного отвлекусь и р­­асскажу тебе про вер­т­олет который почив­ал­ на 4750-ти. Если ­не ­подведет память т­о ок­азался там он 27­.07.2­010. Слухи верн­ы и ег­о удавалось пр­екрасно­ использовать­ для ноч­евки. Эп­опея с разбором ­верт­олета закончилась­ сп­устя пару сезонов и в­оенным все же удал­ос­ь его разобрать и с­н­ять со склонов горы.­­
Денис, если будут воп­­росы по Кавказу, пиш­и­, обязательно поста­ра­юсь ответить.
С Уважением, Андрей Д­­онсков"
Я придвинул клавиатуру, намереваясь прочесть ответить, изучить другие письма, разгрести информацию.
Однако, у дочки Сани часто бывают свои планы на меня. Зная, что папе не устоять перед ее чарами, она проводит трехтупенчатую операцию по захвату компьютера. Сначала украдкой подсаживается на край скамейки. Спрашивает нежно "а что ты делаешь, папа?" Когда объяснение звучит без жесткого слова "работа" дочка придвигается, заглядывает через плечо. Если я глажу её по голове или целую, то еще более вкрадчиво спрашивает "а можно я порисую?"
- Обязательно! - с самого начала понимая капитуляцию, я улыбаюсь. И включаю рисовальную программу. Для вольности творчества где пешком гуляют пучеглазые рыбы и папа по вершине Эльбруса, по-аватарски плывут неземные цветы и пересекаются буквы новых слов. Остается занять себя чем-то другим. Поиграться с младшей дочерью Екатериной, постирать одежду после гор, починить дома какой-нибудь кран или замок...
А Сашка, удобней устраиваясь перед планшетом, втыкает мне в спину простой но важный вопрос:
- Ты надолго приехал?
Сказать, что хочу сбежать на три недели на Памир? Едва вернувшись с Кавказа? Поэтому оставляю ее без ответа. Эх, доча! Не получается у меня надолго. Зато тем ценней каждое мгновение с тобой.


No comments:

Post a Comment

leave Your comment, please :) оставьте Ваш комментарий, пожалуйста