2013-05-03

khumbu wars. Военные действия разлива Кхумбу.


 1. Многие хотят и стараются подняться на Эверест, и все имеют на это равные права.
2. Правила Непала ЗАСТАВЛЯЮТ альпинистов пользоваться услугами шерпов (непальского персонала) для провески маршрута веревками – в ледопаде Кхумбу и на склоне Лхоцзе.

Ситуация,произошедшая с группой Симоне Моро, конечно же, не нова. Для меня она стала ожидаемым конфликтом, который должен был возникнуть на фоне давних «розовых» отношений. Поэтому, не желая выглядеть окончательной инстанцией, я только выражу свое личное отношение к произошедшему, и к причинам, лежавшим, по моему мнению, в основе ссоры. Для краткости изложения не стану приводить примеры, хоть все мои слова опираются на личный практический опыт.
Из нескольких лет, проведенных в экспедициях, я вынес твердое убеждение, что решать любой конфликт на маршруте с помощью силы – бесполезно. В конечном итоге недосказанность выльется в проблемы для обеих (всех) сторон. Разобраться, кто и как начал первым, кто «правее», а кто «виноватей» не получится.
С другой стороны, именно шерпы, как я видел, часто теряют самообладание, и первыми кидаются в драку, начинают агрессию, хватаются за оружие. Так происходило ВО ВСЕХ случаях, когда я становился свидетелем или участником противостояний между непальцами и лицами других национальностей.
Сознание западного человека, наоборот, отличается большей взвешенностью, поиском путей решения проблемы без физического взаимодействия. В этом плане Симоне Моро для меня стал учителем, потому что в ситуациях, где единственным выходом мне виделась «война», итальянец умудрялся находить решение, удовлетворявшее всех. Европейская толерантность и политкорректность Ули Штека тоже переходит всякие границы. В отношениях с людьми он крайне мягкий деликатный человек. Джон Гриффит – человек искусства, очень добро относился к шерпам, никогда ни с кем не конфликтовал в продолжение экспедиции.
К тому же, в толпе (группе) «местные» вообще теряют рамки приличий и осторожности. Безнаказанность, помноженная на уверенность в силах на «своей» территории, срывает последние ограничения. Это свойство, конечно, не только непальцев. При том, что у них всегда остается возможность продолжить конфликт, отомстить после – создать проблему в отношениях с другими «местными», своровать или испортить снаряжение, испоганить здоровье, настрой на восхождение, «накрысятничать» сотней мелких деталей.
Шерпы почему-то считают Эверест своей собственностью, забывая, что сами являются частью народа Непала. Эта выдуманная кастовость призвана поднять самооценку, позволяет им свысока смотреть на людей других национальностей, диктовать свои «неписанные» правила. Поэтому, большинству из них глубоко плевать на другие неписанные правила вроде гостеприимства, уважения мастерства, уважение старшего, стремление учиться новому и т.п.
В данном случае нужно сделать отступление, и упомянуть «меньшинство» (которое на самом деле пока является большинством, просто меньше контактирует с лицами других национальностей) из шерпов. Они с искренним уважением относятся к другим людям, соблюдают этикет, реальным теплом поддерживают упомянутые выше добрые «неписанные» законы. Можно отметить две категории. Это либо взрослые состоявшиеся люди,помнящие свою молодость, знающие цену денег, добытых тяжелым трудом. Либосовершенная молодежь, которую пока не допустили к кормушке, кого не развратила праздность и легкая нажива. На их совести доброе отношение к приезжим.
Все остальное пропитано деньгами. Именно о деньги, как ни парадоксально прозвучит, сломалась группа Моро-Штек-Гриффит. Потому что за спиной того сирдара, что начал конфликт, стояли бесчисленные доллары коммерческих групп клиентов, для которых провешивалась линия веревок. Именно это (вкупе с вышесказанным) дало возможность развить проблему, усугубить ее. Причем в ту яму, откуда вытащить ситуацию стало невозможным. Сотни псевдоальпинистов, которые заплатили деньги за дорогу к вершине Эвереста, стояли за сотней шерпов, возомнивших себя обиженными.
Это палка о двух концах. В сознании местного рабочего класса давно существует стереотип, что именно они и есть настоящие альпинисты. От милости которых зависят толпы коллекционеров, готовых платить деньги за возможность стать первым «…-анцем», «человеком с …», «человеком без …» «…-алистом», «… раз за … дней». Да пусть их! Но пока так происходит, всем этим псевдогероям придется быть в рабстве у хозяев положения, шерпов. И помнить о плевках и усмешках за спиной. При том, что в лицо будут улыбаться так широко, насколько позволяет банковский счет клиента. А не заплатит этот – пожалуйста! Всегда найдется другой, готовый раскошелиться.
Кроме того, в условиях наплыва на Эверест посетителей, квалификация работников катастрофически не дотягивает до нужного уровня. Коммерческим экспедициям приходится брать кого угодно за любые деньги. Поэтому и оказываются на ледопаде рискующие собой (и гибнущие в трещинах) непальцы. На маршруте впахивают не альпинисты, а едва научившиеся держать жюмар «работники». При том, что именно они считают себя вправе диктовать условия. И не дай Бог кому-то из этого отряда покажется, что на него косо поглядели, тогда на помощь обиженному сбегутся сотни таких же, мечтающих защитить свои псевдоправа и псевдообязанности. А за их спиной молчаливо и сурово будут стоять сотни псевдоальпинистов, для которых важным является сервис перильных веревок, установленных лагерей и кислородного оборудования.
Представьте ситуацию, что сирдар был бы хорошим горовосходителем, знающим цену настоящему маршруту, уважающим других людей. Он не паниковал бы на 35-градусном льду, был бы спокоен за своих работников. Тем более, используя уже готовую линию перил (провешенных Болотовым и мной) к Третьему лагерю. Тогда, видя реальных мастеров своего дела (Симоне, Ули, Джон), деликатно пересекающих линию веревок, он отнесся бы к этому спокойно и взвешенно. И ничего взрывоопасного не последовало бы. На склоне Лхоцзе практически нет камней, которыми можно было бы поранить нижеидущих. Группа Моро не занималась вырубанием ледовых линз; максимум, что они могли уронить – десятиграммовые осколки из-под зубьев кошек. А это совершенно безопасно на том рельефе, испещренном кавернами, трещинами, пятнами мягкого снега – дальше пяти метров ничего не сыпется.
Самое серьезное, что можно было сделать сирдару – постараться разобраться в произошедшем в Базе с руководством. Вместо этого человек, не соответствовавший своей должности, начал неадекватные действия, которые переросли в неправомерные. На помощь сбежались такие же не соответствовавшие высокому званию Хозяев Вершины мира отморозки – толпой на троих человек.
Детали той драки постепенно вырисовываются. К примеру, ясно, что вокруг стояли еще два десятка иностранцев-альпинистов. Практически все они лишь наблюдали, не вмешиваясь в происходившее. Право, будь ребята поактивней, и эту драку можно было замять без проблем. Избежать унижения друзей, постановки на колени, пинков и киданий камнями. Равно, как и дальнейших препирательств. Но только два человека попытались помочь команде Симоне Моро – Мелисса Арнот и Марти Шмидт. Они кидались перед нападавшими, получая пинки и затрещины, радуя шерпов разбитыми в кровь лицами.
В деревне Дебоче, где я восстанавливался после болезни, все знали, что я из команды Симоне Моро. Поэтому, не удивили злые взгляды портеров и гидов поутру после событий. А через два дня, подходя к Базовому лагерю, возле одной из палаток я встретил двух шерпов, которые самозабвенно мочились, выпятив гениталии в сторону группы иностранцев в пяти метрах, всем видом демонстрируя победителей. Мол, и что вы нам сделаете?! Одно слово – свиньи. Болотов, узнав, что я показал им неприличный жест, едва не поперхнулся. И долго убеждал быть тише воды, ниже травы.
Что там стало с сирдаром, заварившим всю эту кашу? Говорят, отстранили от дела, и отправили домой. Ну, наверняка еще сказали «ай-ай-ай». А через недельку, наверняка, он снова возникнет в работе, самоуверенный и амбициозный. Знаем мы эти тонкие «восточные» отношения между родственниками! Потому что работать кому-то надо. Большинство так называемых «шерпов» не умеют выполнять нормальную альпинистскую деятельность. Максимум, на что способны работники коммерческих фирм - ходить с жюмаром в кошках по ледопаду и склону Лхоцзе, перетаскивать кислородные баллоны и устанавливать палатки для клиентов. Зато понтов и гонора у всех – выше крыши!
Итог неутешительный. Ули Штек, травмированный физически и морально, уехал домой – веру в человечество и сумму в десятки тысяч евро ему уже никто не вернет. Схожая ситуация у Симоне Моро и Джона Гриффита. Чего-то красивого нового интересного на Эвересте лишился весь мир. Быдло, которое махало ножами и камнями в Лагере 2, получило полное удовлетворение чувства собственного достоинства. Они остались правы перед своими семьями, друзьями, согражданами и законом Непала. Им предстоит работать, кормить детей, питать экономику Непала, помогать людям Мира прикоснуться к обаянию Высочайшей вершины. И по провешенным ими перилам… да, конечно, пойдут сотни людей, заплативших деньги за бесспорное право подняться на вершину. Удачи, друзья, дерзайте навстречу собственному приключению!
Только не бросайте использованные кислородные баллоны на восточную стену Эвереста. Вдруг там лезет новый Карлос Булер в стремлении проложить путь в Неведомое. У него тоже есть на это право.
-------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------
1. Many people want and try to climb Everest and everybody has the equal rights for it.
2. The Rules of Nepal FORCE climbers to use sherpas (the Nepalese stuff) for fixation of ropes by a route - in Khumbu ice-fall and Lhotse slope also.

The situation which has occurred to Simone Moro’s group, certainly, is not new. For me it became the expected conflict which should arise against old «pink» relations. Therefore, not wishing to look definitive instance, I only will express the personal relation to an event, and to the reasons laying, in my opinion, at the heart of the conflict. For brevity a statement I will not begin to result examples though each of the given maxims leans against personal practical experience.
From the several years spent on expeditions, I have taken out firm belief what to solve any conflict on a route by means of force - is useless. Finally the innuendo will pour out in problems for both all) parties. To understand, who and as beginnings the first, who is «more to the right» and who was «guilty» will not turn out.
On the other hand, sherpas as I saw, often lose self-control, and the first rush in fight, begin aggression, catch at the weapon. So occurred IN ALL cases when I became the witness or the participant of oppositions between Nepaleses and persons of other nationalities.
The consciousness of the western person, on the contrary, differs bigger suspension, search of ways of the decision of a problem without physical interaction. In this plan Simone Moro for me became the teacher because there where a unique exit to me fight saw, the Italian managed to find the decision satisfying all. European tolerance and politcorrection of Ueli Steck passes any borders. In relations with people he is the softest delicate person. Same is possible to tell about artist John Griffit, during expedition he never get any confrontation with any people.
Besides, in crowd (group) the «local» in general lose frameworks of decencies and care. The impunity multiplied by confidence of forces in the «territory», breaks last restrictions. This property, of course, not only Nepaleses. Thus, that they always have possibility to continue the conflict, to revenge after - to create a problem in relations with others «local», to steal or spoil equipment, to spoil health, a spirit on an ascension, «to rat» in one hundred small details.
The Sherpas for some reason consider the Everest as the property, forgetting, that are a part of the people of Nepal. This invented the hi-cast level urged to lift a self-estimation, allows them to look haughtily at people of other nationalities, to dictate the «unwritten» rules. Therefore, to the majority of them deeply to spit on other unwritten rules like hospitality, respect of skill, to aspiration to study new, etc.
In this case it is necessary to make deviation, and to mention «minority» (which actually while is the majority simply less, contacts to persons of other nationalities) from sherpas. They with sincere respect concern other people, observe etiquette, real heat support the kind «unwritten» laws mentioned above. As a whole, it is possible to note two categories. It or the adult successfulmen remembering the youth, knowing the price of the money extracted by heavywork. Or perfect youth which yet have not admitted to a feeding trough who was corrupted with idleness and an easy money. On their conscience normal sides of system, that kind memory remain with visitors of Khumbu valley.
All the rest is impregnated by money. About money as it is paradoxical will sound, group Moro-Steck-Griffit had been broken. Because behind the back of that sirdar, that has begun the conflict, there were uncountable dollars of commercial groups of clients, for which the line of cords was fixing. It (together with the aforesaid) has given the chance to develop the conflict. And in that plane, whence to pull out a situation became impossible. Hundreds pseudo-climbers which have paid money for road to top of the Everest, stood up for in one hundred sherpas, got a false idea offended.
It is a stick about two ends. In consciousness sherpas for a long time already there is a stereotype what exactly they and are the present climbers. On which favour crowds of the collectors, ready to pay money for possibility to become the first «…-ner», «the person with …», «the person without …» «…-sual», «… times in … days» depend. Yes let them! But while so occurs, all these pseudo-heroes should be in slavery at masters of the situation, sherpas. And to suffer any spittles and smiles behind the back. Thus, that in the person will smile so widely, the bank account of the client how much allows. Instead of will pay this - please! Always there will be another, ready to fork up.
Besides, in the conditions of flow to the Everest visitors, qualification of workers catastrophically does not hold out to the necessary level. Commercial expeditions should take everybody for any money. Therefore also appear on ice-fall risking them-self (and perishing in cracks) Nepaleses. On a route are working not a climbers, but just hardly learnt to hold jumar «workers». Thus, what exactly they consider themselves have the right to dictate the rules. And don’t bless you to someone from this group will seem, that at it had slantwise a look, then to the aid of the offended hundreds same will run together, dreaming to protect the pseudo-rights and pseudo-duties. And behind their back there will be silently and severely hundreds pseudo-climbers for which service fixing ropes is important, established camps and oxygen equipment.
Amaze the situation please, that  would be the good climber knowing the condition of strong mountain route, respecting other people. It would not panic on 35-degree ice, would be quiet about his workers. Especially, using already ready line (that fixed Bolotov and me) to the Third camp. Then, seeing the real experts (Simone, Ueli, John), delicately crossing a rope line, he would concern it easy and correctly. And anything explosive would not follow. On slope Lhotse there are almost no stones with which it would be possible to wound somebody below. Group of Moro was not engaged in cutting out of ice lenses, a maximum, that they could drop - ten-gramme splinters from under teeths of crampons. And it is absolutely safe on that relief spotted with cavities, cracks, stains of soft snow - more than five meters nothing can fall.
Maximum that it was possible to do for sirdar - to try to understand an event in Base with a management. Instead the person mismatching the work, the beginnings inadequate actions which have outgrown in the wrongful. Same mismatching a high rank of Owners of Top of the world morons - crowd for three the person to the aid have run together.
Details of that fight gradually appear. For example, clearly, that around there were two more tens foreigners-climbers. Practically all of them only observed, not interfering with the occurring. The right, children be more active, and this fight could be hushed up without problems. To avoid humiliation of friends, statement on knees, kicks and stones. Equally, as well as the further altercations. But only two persons have tried to help Simone’s group - Melissa Arnot and Marti Schmidt. They rushed before attacking, receiving kicks and boxes on the ear, pleasing for sherpas the persons broken in blood.
In village Deboche where I was restored after illness, many people knew, that I am from Simone Moro expedition. Therefore, have not surprised malicious sights of malt liquors and guides in the morning after events. And in two days, approaching to Base camp, near one of tents I have met two sherpas which were selflessly wetted, having stuck out genitalsin in front of group the foreigners in five meters from, by all kind showing winners. A pier, also what you to us can do?! One word - pigs. Bolotov, having learnt, that I has shown them indecent gesture, cough from nervous. And long convinced me to be meek and mild.
What there became with sirdar, made all this porridge? Speak, have discharged of business, and have sent home. Well, for certain have still told "ah-ah-ah". And through a week, for certain, it again will arise in work, self-confident and arrogant. We know these thin «eastern» relations between relatives! Because to work to someone it is necessary. The majority so-called «sherpas» are not able to carry out normal climbing activity. A maximum, on what workers of business concerns with jumar and crampons on ice-fall are capable - to go and to Lhotse slope to carry oxygen bottles and to establish tents for clients. But honors and arrogance at all - above a roof!
Result unfavourable. Ueli Steck, injured physically and morally, has left home - in ten thousand euro already nobody will return belief in mankind and the sum to it. A similar situation at Simone Moro and John Griffit. Beautiful new interesting on the Everest all world has lost Something. The cattle which waved knifes and stones in Camp 2, was fully satisfied self-respect. They remained are right before the families, friends, fellow citizens and the law of Nepal. They should work, feed children, to feed economy of Nepal, to help people of the World to touch charm of the Highest top. And by fixed them ropes… yes the hundreds people who have paid money for the indisputable right to rise on top, of course, will go. Good luck, friends, dare towards to own adventure!
Just only do not throw empty oxygen cylinders to east face of the Everest. Suddenly the new Carlos Buler in aspiration to lay a way in Unknown there climbs. He also has his rights for this.

20 comments:

  1. Awesome post Denis. Thank you.

    ReplyDelete
  2. Хорошие слова,Денис,спасибо!
    К сожалению,то,что случилось,происходит во многих местах. Где бабки...

    ReplyDelete
  3. Браво Денис. Просто и по мужски.

    ReplyDelete
  4. Denis, you are looking at the world from the top. Look at this situation from the top. That is definitely not your problem even if people are trying to bring bad thoughts into your head. Have a good mountain and return back safely!

    Your fans from Russia.

    ReplyDelete
  5. Спасибо, Денис! Удачи и хорошей погоды!

    ReplyDelete
  6. Really good post. Thank you for sharing your thoughts...

    ReplyDelete
  7. Бойкотируем Непал.

    ReplyDelete
  8. Really funny translation -- 'porters' -> 'malt liquors'.
    Was it google translate?

    ReplyDelete
    Replies
    1. don,t be picky
      I think Den,s English is fair enough

      Delete
  9. The same situations and same dirty pigs-people are everywhere! I thought that mountains are free of bastards, but I had a mistake. Pity, but bastard is routine of our life...

    ReplyDelete
  10. Мы ходим в горы в Непале каждый год. Всегда заказываем команду сопровождения через одну и ту же фирму. Никогда не было проблем.
    Только однажды, когда поездку организовывали другие люди и , решив взять шерпов подешевле, нарвались на подобную ситуацию под перевалом на Аннапурна трек. Пришлось платить за не предоставленные услуги под угрозой физической расправы. У человека, попытавшегося заснять конфликт, отобрали карту памяти. Хорошо хоть не Марк 2

    вывод - заказывайте портеров и шерпов через приличные фирмы

    ReplyDelete
  11. Очень жаль, что это вонючее немытое быдло добралось уже до тех мест, куда многие из нас уходят отдыхать от последнего...

    ReplyDelete
  12. Спасибо Денис.
    Очень доступно изложена Ваша точка зрения на произошедшие события.

    ReplyDelete
  13. Thank you Denis for your interesting article,It has been a rather unfortunate incident on everest.It is a straight forward article but more was expected from you. Because of an incident between a few climbers, you cannot label an entire ethnic group.

    Quote DEnis Urubko"The cattle which waved knifes and stones in Camp 2, was fully satisfied self-respect.
    One word - pigs.
    But while so occurs, all these pseudo-heroes should be in slavery at masters of the situation, sherpas
    Thus, that in the person will smile so widely, the bank account of the client how much allows.
    Owners of Top of the world morons"

    ReplyDelete
  14. Можно устроить судебный процесс.

    ReplyDelete
  15. А шерпы не задумывались, что человек с такой физической подготовкой, как у вас, может им голову руками оторвать? Воспитание только не позволяет. Опять же ледоруб гораздо длиннее ножа. Было в средние века такое оружие - клевец, так вот оно самое и есть.

    ReplyDelete
  16. События ужасные. Прочитал только в конце 2016 г. Жаль только, что в среде профессионалов сквозит эдакое пренебрежение элиты к непрофессионалам. Которые тоже "тмеют право", кстати.
    В тексте явно заметен упрек, что "та" сторона необоснованно считает себя "царем горы".
    Однако текст показывает, что автор, при все уважении к его профессиональным заслугам, как будто "правомерно" считает, что "царь горы" это исключительно профессионал. А турист - человек второго сорта, ибо "купил" восхождение.

    Рисуя себе момент возникновения конфликта, я "вижу" как непомерное эго обеих сторон и претензия на "право" иметь преимущество перед "вторыми" привело к тому, что скоты проявили себя скотами, а козлы - козлами.

    Профессионал должен быть профессионалом и должен уметь профессионально оценивать риск в экстремальных условиях. "Послал и это в той ситуации норм" - серьезно? На горе? Эдак глядя свысока на "тупых коммерсов"?


    читать саму историю было противно. мнение профессионалов, если честно - тоже. очень сквозит снобизмом.

    Мое мнение - исключительно про момент возникновения конфликта. Пытаться считать правым любую из сторон - в той ситуации как она описана - снобизм. У конфликта ВСЕГДА ДВЕ СТОРОНЫ.

    Ужасно. Больно читать об отношении профессионалов к другим людям. И это ведь мнение, высказанное не в экстремальной ситуации а на трезвую голову.

    Очнитесь люди, будьте людьми.

    ReplyDelete
  17. Интересно, будет ли мнение, не соответствующее мнению "редакции", опубликовано?
    спасибо.

    ReplyDelete

leave Your comment, please :) оставьте Ваш комментарий, пожалуйста