- Ден, ты заснул там, что ли? - в голосе Болотова послышалась волевая нотка.
- Бегу-бегу! - я зажмурился, не в силах отказаться от красоты вечера. Хотелось сохранить мгновение в памяти. Не прожить его просто. Затаил дыхание... при том, что воздуха едва хватало. Здесь. На Южном Седле. - Лёшка, ты выйди тоже погляди.
- Что там?
- Красиво!
Да, там звезды звенели в ладонях. От холода, синевы, от высоты, от страсти. Мы были одиноки на лезвии смены Дня и Ночи. Первыми поднялись для ночевки в Четвертом лагере. Шерпы едва начали таскать грузы, а до прибытия клиентов западных групп еще было очень далеко...
Бррр! Я вернулся в реальность. За окном царила российская зима, рязанская ночь сжимала студеные зубы. Сполохи над домами были достойны Новогоднего представления - хоть куда! Соседние дома скрывали россыпи искр, зато грохот стоял неимоверный. На руках трехлетняя дочь заинтересованно внимала салюту. За спиной звенели бокалы друзей. Шампанское. Вот так!
Нынче многое кануло в воспоминания. Эпоха сменилась, приходилось жить. Но кое-где реальность пересекалась прошлым. До чертиков не хочется принимать свое (старение), но из песни слов не выкинешь. Объемный слот памяти тормозил "оперативку".
30 января я перешагнул порог Военно-Морского клуба "Сокольники". Когда-то уже был здесь http://urubko.blogspot.ru/2013/06/to-lay-under-stone.html Дочь Алексея - Наталья Болотова - вышла замуж за сына бывшего морского офицера Олега Валентиновича Чечкенева, а ныне одного из самых активных участников Клуба. И он снова организовал встречу, посвященную памяти знаменитого альпиниста.
Несколько дней назад в Екатеринбурге вышла в свет книга "Вертикаль жизни". http://basko.ru/index.php?route=information/news&news_id=31 Она была составлена семьей и друзьями Алексея Болотова. Начиная с 1996 года мама Нанетта Аркадьевна сохраняла свои воспоминания, письма, репортажи из прессы, фотографии. И вот теперь решилась поделиться этим. Рядом ее заботливо поддерживала дочь Елена Ковригина. Вместе они перед началом официальной части раздавали книги посетителям.
Приехала семья Чечкеневых. Олег Валентинович был при форме, сыновья помогали в показе видео, в организации небольшого фуршета. Именно они собрали видеоряд из кадров последней экспедиции Болотова. Лешкина дочь Наталья помогала как могла, разрываясь между помощью, фотокамерой, общением с гостями и заботой о маленькой дочери.
Пришли участники Болотовских экспедиций - Дима Синёв и Александр Лутохин, были руководители проектов, в которых Алексей принимал участие - Виктор Козлов и Николай Дмитриевич Чёрный. Официоза добавлял серьезный вид Руководителя клуба Петра Стефановича Паршикова, ветерана военной радиоразведки. Подошел и его брат Семен, редактор морского журнала "Виктория".
- Вот у Александра дед был военным моряком, - кивнул я на Лутохина. - Говорит, весь в боевых орденах. Конвои водил от Англии до Мурманска.
Заинтересованный редактор начал настаивать на продолжении темы.
Были разные люди - в возрасте и молодые. Фотограф российских экспедиций. Из магазина "Ледниковый Период" заглянула Екатерина Яцуценко. Незнакомый молодой человек осторожно, но со знанием дела рассуждал о горах. Ветераны войны провели нас по музею Морской славы. Здесь с прошлого визита я запомнил яркими экспонатами бюст подводника Маринеско и военно-морской флаг, побывавший на Эвересте в руках Федора Конюхова.
Зал для встречи был небольшой, уютный. Сначала предоставили слово автору книги, матери Алексея Болотова.
- Мы все вместе делали эту книгу, - с благодарностью сказала Нанетта Аркадьевна. - Несмотря на то, что большинство, как и я, не имели отношения к альпинизму. Лешина жена Света, к сожалению, не смогла приехать на презентацию, как и отец. Хочу сказать спасибо Александру Морозову который контролировал факты, альпинистскую терминологию. Сергей Симаков выступил издателем книги. Я собирала материалы со времени первой экспедиции сына.
И очень рада, что памяти Алексея Болотова нынче проводятся соревнования, в Екатеринбурге выпущена медаль в его память, на горе Волчиха открыли мемориал уральским альпинистам, толчком к чему стала смерть Леши. В Москве в храме Конюхова открыта мемориальная доска, куда часто приезжают наши друзья... В общем-то, книга задумана памятью об Алексее. Спасибо вам всем, кто сегодня приехал на встречу!
- Папа почти не рассказывал про горы, - добавила Наталья. - Поэтому при работе с этой книгой я много узнала про жизнь отца. Это стало открытием для меня.
Про мероприятие можно прочесть здесь: http://doner.livejournal.com/238975.html
Мне доверили комментировать ТУ последнюю экспедицию - фильм о попытке восхождения на Эверест. Я шел по хронологии, рассказал о наших отношениях, как Алексей воспринимал Непал и спортивную задачу. Говорить о том, что стало несчастьем, не пришлось - по прошествии нескольких лет мне по-прежнему было больно. Да все и так знали, поэтому люди деликатно приняли мое молчание. Виктор Козлов показал свой фильм о сложном восхождении Российской команды по Западной стене на К2, где принимал участие Алексей.
Уже вечером, когда я катил в автобусе по трассе Котельники-Рязань, раздался вызов по телефону. Это оказался Сергей Долгов, спонсор нашей экспедиции 2013 года:
- Был на встрече?! Книгу для меня взял? Смотри, я с понедельника окажусь сравнительно свободен. Надо встретиться, поговорим за жизнь... Приезжай в Москву. Отметим рождение твоей дочки и моего сына. Давно мы с тобой не виделись, дружище, накопилось поводов.
Да. Стаканчик кофе в руке. Гул двигателя. Сколько раз уже мотался по этой трассе! Сколько раз пялился в темноту за окном. И думал - перед глазами круговертью мелькали кадры, миры... Экспедиция на Эверест, лица друзей и родственников Лешки, Екатеринбург. Мои проблемы и восхождения, горы и эмиграции, книги и переломы. Тянь-Шань, Памир, Альпы, Гималаи... Всё кубарем. А две недели назад в моей семье родилась маленькая девочка. И теперь я ехал к ней, такой важной и нужной мне личности. Только-только открывшей прекрасные глазки. Синие.
- Какие у тебя глаза? - всегда интересовался я у старшей, Александры.
- Зеленые.
- А у мамы какие?
- Тоже зеленые.
- Значит, ты чья дочка?
- Мамина!
Ну что ж. Вторая дочь будет "папина".
Good memories... Very big, Alexey...
ReplyDeleteПоправка: "Бррр! Я вернулся в реальность. За окном царила российская зима, рязанская ночь сжимала студеные зубы, Ольга пекла Рязанские штукни." (Пётр, США).
ReplyDelete